Во все времена нотариат играл значительную роль в жизни государства и общества, защищая права и законные интересы граждан, обеспечивая стабильность экономической деятельности. Несмотря на то, что институт российского нотариата обрел статус самостоятельного правового института в 1866 году, история нотариальной деятельности в нашей стране исчисляется многими веками.
Из глубины веков…
Ещё во времена Древней Руси ощущалась острая необходимость в удостоверении сделок. Одним из первых найденных нотариально удостоверенных документов в России считается новгородская берестяная грамота XII века, удостоверявшая заем или поручительство. Практика письменного заключения сделок и их нотариального удостоверения законодательно закрепляется Псковской судной грамотой в XV веке.
С середины XVI века для совершения сделок посадские люди шли к площадным подьячим — так назывались на Руси нотариусы той эпохи. Соборное уложение 1649 года регламентировало оформление имущественных и денежных сделок и регулировало деятельность площадных подьячих. Они же получили исключительное право участия в совершении сделки в качестве послухов, то есть квалифицированных свидетелей.
Первые «частные нотариусы» — профессионалы, выполнявшие нотариальные функции, — составляли крепости — «нотариальные документы» своего времени. Перья подьячих скрипели у колокольни Ивана Великого на Ивановской площади в Кремле, где в XVII веке находилась «контора» площадных подьячих — палатка, в которой они совершали крепости и составляли челобитные. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. В те времена на площади оглашались царские указы и публичные объявления, приговоры, проводились наказания. Площадных подьячих было легко узнать: на шее у каждого висела своя чернильница, а сумка была набита свитками чистой бумаги. Юридические акты писались всегда от первого лица, с XV века в актах стали указываться их составитель и присутствовавшие при составлении письменного акта свидетели. Полномочия площадных подьячих росли из века в век: в XVII столетии наряду с написанием актов они осуществляли экспертизу документов, вели дела челобитчиков.
Нотариат в эпоху Петровских реформ
C восшествием на престол великого царя, императора и самодержца Всероссийского Петра I наступило время реформ. Осуществивший губернское деление и реформирование государственного аппарата Петр I впервые использует термин «нотариус» в российском праве, введя нотариуса как должностное лицо в утвержденный в 1720 году Генеральный регламент.
В данном уставе нотариус предстает, скорее, не в традиционном понимании нотариальной деятельности, а как чиновник канцелярского профиля. Заимствование латинского термина в данном случае обусловлено особенностями Петровской эпохи и объясняется использованием в качестве образца западноевропейской административной системы. Хотя немного позднее, в 1724 году, Петр I придает нотариусу уже функции непосредственно в сфере нотариальной деятельности, учредив институт «публичного нотариуса». В частности, в обязанности публичного нотариуса входило написание договоров между шкиперами и купцами при отправлении кораблей в иностранные государства.
Ранее в 1699 году Петр I предпринял попытку реформировать существовавший порядок осуществления нотариальной деятельности, перепоручив ее функционал государственному аппарату, и упразднил институт площадных подьячих. Отныне все крепости совершались в Поместном приказе города, а площадным подьячим разрешалось писать только челобитные. Но писание крепостей в различных учреждениях — мера, принятая Петром Великим для замены «площади», — не удалась. Приказные подьячие не справились с письмом крепостей. Неумение писать крепости должным образом привело к волоките и взяточничеству. Свидетелями совершения крепостей зачастую становились случайные люди. Ввиду очевидной неудачи этой реформы деятельность площадных подьячих, именовавшихся отныне «подьячие крепостных дел», была восстановлена и регулировалась именным указом императора от 1701 года «Об обряде совершения всякого рода крепостных актов».
При этом крепостных дел подьячие были переведены на государственную службу с выделением жалованья. Таким образом, впервые в истории страны была предпринята попытка создать «государственный нотариат», переведя его на бюджетную основу. Неэффективность этой модели довольно скоро оказалась достаточным основанием, чтобы наследники императора-реформатора озаботились этим вопросом.
Преемники Петра I продолжали его реформы. Постепенно развивалась и нотариальная деятельность, институт нотариата все больше обретал формы, свойственные современному. В Вексельном уставе, разработку которого начал еще Петр I, впервые был употреблен термин «нотариус» в современном его значении в связи с совершением протеста векселя.
Нотариус выступал в роли лица, свидетельствующего факты, выходящие за рамки, обозначенные в векселе, в случаях отказа платежа принимателя, продления срока векселя, расчета за векселедавца третьей стороны и банкротства векселедавца.
Эпоха Российской Империи
Политику реформирования законодательства продолжила и императрица Екатерина II. Ею были предприняты шаги по усовершенствованию полиции и суда, при этом императрица считала необходимым формирование самостоятельного института нотариата. В «Наказе», предназначенном в руководство «комиссии для сочинения проекта нового уложения», императрица изложила свои общие взгляды по всем главнейшим вопросам законодательства. Уложенная комиссия, начавшая работу 30 июля 1767 года в Грановитой палате Кремля в составе избранных представителей дворянства и купечества, государственных крестьян, казачества, подготовила ряд важных постановлений по нотариату. В 1769 году появилось Определение Правительствующего сената о необходимости сделать общее положение о нотариусах.
В 1775 году императрица подписала знаменательный документ «Учреждения для управления губерний Империи Российской». Завершив административную реформу, Екатерина II приступила к реорганизации управленческого аппарата. Была упразднена Юстиц-коллегия, а вместо нее создан соединенный Департамент юстиции и Вотчинной коллегии, которому были переданы дела, касающиеся крепостного письма. За оформление нотариальных актов отвечали все те же крепостных дел подьячие и надсмотрщики.
В начале 1780-х годов императрица предприняла попытку децентрализации учреждений нотариального характера, распределив их функции между крепостными палатами, магистратами и управами благочиния. Екатерина II стремилась избавиться от излишних формальностей при совершении правовых актов и предоставила возможность частным маклерам удостоверять сделки с недвижимым имуществом. Тем самым, выражаясь современным языком, осуществляется переход нотариата на небюджетную основу после того, как Петром I была предпринята попытка создать «государственный нотариат».
Положение о нотариальной части
Время правления императора Александра II ознаменовалось рядом серьезных социальных, экономических и политических реформ в Российской империи. Великие реформы, в частности отмена крепостного права в 1861 году, в корне изменили жизнь страны.
14 апреля 1866 года Александр II утвердил Положение о нотариальной части, получившее силу закона и вошедшее в состав Судебных уставов. Этот документ стал мощным фундаментом в основании небюджетного нотариата, позднее возрожденного в современной России. С принятием Положения начался новый этап истории отечественного нотариата. Прогрессивный нормативный акт, при составлении которого были учтены подобные нормативные документы Франции,
Австрии и Баварии, учреждал стройную систему нотариальных органов и определял их компетенцию. Документ содержал 217 статей, 41 была посвящена устройству нотариальной части.
Отныне все обязанности по совершению широкого ряда юридически значимых действий, в том числе «засвидетельствования» (удостоверения) фактов, верности копий или подлинности подписей, а также по удостоверению и регистрации сделок должны были выполнять нотариусы. Нотариусы приравнивались по статусу к государственным служащим с присвоением им «зауряд VIII класса по должности», но без права на производство в чины и состояли в ведомстве окружного суда по месту пребывания, при этом контроль над их деятельностью также осуществлялся окружным судом. Деятельность нотариусов финансировалась за счет платы за совершение нотариальных действий, которая вносилась заявителями либо по соглашению, либо по таксе, устанавливаемой государством.
Положение являлось отправной точкой деятельности всех нотариальных контор и полностью регламентировало нотариальное делопроизводство. По сути, нотариус того времени совершал практически такие же нотариальные действия, что и его современный коллега, с соблюдением той же процедуры. Удостоверяя документ, нотариус должен был прежде всего удостоверить личности сторон, совершающих сделку, убедиться в их правоспособности и дееспособности, изложить задуманную сделку со слов клиентов в форме проекта акта, прочесть его сторонам и убедиться, что содержание понято ими верно и стороны согласны на изложение в предлагаемом виде. Также нотариус был обязан проверить подлинность договора и соответствие его действующему законодательству, внести договор в актовую книгу за своей подписью и подписями сторон и свидетелей, взыскать пошлины и сборы, на подлиннике договора совершить надпись, содержащую время засвидетельствования и номер по книге, выдать выпись из актовой книги. При совершении каждого нотариального акта являлось обязательным присутствие двух свидетелей, а при оформлении сделок с недвижимым имуществом — трех, удостоверявших его совершение, а также личности совершающих акт, который считался совершенным с момента его подписания в актовой книге нотариусом, сторонами и свидетелями.
Нотариус должен был самостоятельно изготавливать реестр для регистрации всех совершенных им актов и удостоверений и явленных у него заемных обязательств и договоров. Реестр велся им после шнуровки, печати и скрепы листов секретарем окружного суда и подписания членом суда. Таким же образом велись и две актовые книги для внесения актов, совершаемых нотариальным порядком: первая — для актов, касающихся недвижимого имущества, а вторая — для всех прочих актов, а также книга для записи взимаемых им сборов. Также нотариус вел общий алфавитный указатель всех совершенных им актов и удостоверений и ведомость к документам, имеющимся у него на хранении.
Важно отметить, что нотариальными именовались акты, совершаемые непосредственно нотариусами; явочными — акты, совершаемые самими участниками данного юридического отношения и являемые к удостоверению нотариусом. Домашние акты не предъявлялись к удостоверению.
Деятельность нотариуса происходила в пределах судебного округа, в который он был назначен на должность, количество должностей в округе определялось Министерством юстиции.
Нотариат после Октябрьской революции
Революционные события 1905 года, Первая мировая война, Февральская, а затем и Октябрьская революция, в результате которой разразилась Гражданская война, в корне изменили уклад жизни страны, впрочем, как и ход мировой истории. В связи с революционными событиями февраля-октября 1917 года иной стала не только структура общества, но и вся система права.
Четвертого октября 1922 года Положением о государственном нотариате был окончательно утвержден государственный нотариат. В истории страны это была вторая после Петра I попытка перевести нотариальную деятельность на бюджетную основу. Правом открывать государственные нотариальные конторы в городах, сельской местности, на узловых станциях, пристанях, временно — на ярмарках наделялись исполкомы местных органов власти. Отдельные нотариальные действия могли совершать не только государственные нотариальные конторы, но и районные исполкомы городских, сельских и поселковых советов. Кроме того, там, где нотариальные конторы отсутствовали, их функции возлагались на народных судей, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров.
После победы Октябрьской революции в России было ограничено право распоряжения имуществом, устранено право собственности на землю в сельской местности, право частной собственности на недвижимость в городах. В таких условиях сфера деятельности нотариусов была ограничена.
В период 1929–1931 годов последовало массовое закрытие нотариальных контор и передача права совершения всех нотариальных действий исполнительным органам местных советов и частично сельским советам. Оставшиеся нотариальные конторы помимо своей непосредственной работы обязаны были инструктировать эти органы, снабжать их справочной и нормативной литературой. К 1935 году на весь СССР осталось 122 нотариальные конторы.
Вместе с тем к этому времени компетенция нотариальных органов значительно увеличилась за счет предоставления нотариату как государственному органу права совершения публично-правовых актов, которые никогда прежде не входили в круг его деятельности. К ним относятся оформление наследственных прав граждан, совершение исполнительных надписей не только для принудительного исполнения нотариальных актов, но и для взыскания так называемых бесспорных задолженностей, выдача залоговых свидетельств, право признания безвестно отсутствующим и умершим, обеспечения доказательств.
Нотариат в годы Великой Отечественной войны
С началом Великой Отечественной войны в стране была объявлена всеобщая мобилизация. Большая часть нотариусов была призвана на фронт и направлена в зону боевых действий. Повсеместно стали закрываться и реорганизовываться нотариальные конторы. Работа нотариусов в срочном порядке перестраивалась, сокращение количества нотариальных контор привело к увеличению нагрузки на сотрудников оставшихся.
По данным на 1 июля 1941 года, на территории РСФСР работала 1251 нотариальная контора, а к 1 октября 1942 года продолжили свою работу только 557 нотариальных контор. Большинство из них вынужденно располагались на маленьких площадях. Часто рабочее место нотариусам приходилось делить с адвокатами и судебными исполнителями. Сохранить тайну нотариального действия в таких условиях стоило огромных усилий.
Но недостаток рабочих площадей был далеко не самым сложным испытанием. Не было печатных машинок, нотариусам не хватало даже бумаги для составления нотариальных документов. Все записи приходилось делать от руки, на обоях, нарезанных по размеру бланков, которых в военный период у нотариусов не осталось вовсе. Заключение договоров на чайных этикетках царского времени стало для тех дней обычным делом.
Оставшиеся на служебном посту специалисты без сна и отдыха вели прием в конторах, а после этого отправлялись в госпитали к раненым, чтобы и там выполнять свою работу: удостоверять завещания, копии различных документов и согласия опекунов или супругов на продажу совместного имущества. Нотариат был остро необходим стране для обеспечения соблюдения законности, поддержания порядка в документах.
В условиях военного времени вынужденно изменялось законодательство. Изменения затронули и нотариусов. Были изданы нормативно-правовые акты, касающиеся совершения нотариальных действий в отношении солдат.
Большое количество погибших и безвестно пропавших солдат делало безмерно сложной работу с наследственными делами. В военное время было практически невозможно найти родственников умерших, чтобы открыть наследственное дело.
Пленум Верховного Суда СССР 15 сентября 1942 года принял решение о приостановлении течения сроков для принятия наследства. Это указание имело огромное значение как для граждан, так и для нотариусов того времени.
В 1943 году началась активная работа по восстановлению нотариальных контор. К 1944 году их количество уже достигло 1070.
На свои места возвращались нотариусы, получившие ранения и комиссованные. На места погибших сотрудников нотариальных контор приходили новые люди — те, кто получил образование в эвакуации, те, кто ушел на войну сразу после окончания института и не успел поработать в мирное время. Советский нотариат, не сломленный войной, восстанавливал свои силы. Это подтверждают данные статистики: в 1943 году было совершено 3,5 млн нотариальных действий, в 1944 году — 5,2 млн, а в 1945-м — 6,6 млн.
Усилиями всех работников нотариата СССР в годы войны удавалось решать основные проблемы осуществления нотариальной деятельности.
Послевоенное развитие нотариальной деятельности в СССР
Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы Второй мировой войны. Восстановление и развитие народного хозяйства в послевоенные годы проходило в сложных условиях. Нелегко приходилось и работникам нотариальных контор, чья деятельность становилась все более востребованной в переходящей на мирный уклад жизни стране. Штат контор в основном состоял из одного нотариуса, секретаря или консультанта. Документы ввиду дефицита бумаги чаще всего оформлялись на листах ученических тетрадей, упаковочной бумаге и даже на обрывках картона. Из-за отсутствия пишущих машинок тексты нотариальных актов писали перьевыми ручками чернилами из «непроливаек».
Уже в 1944 году на освобожденных территориях страны остро ощущалась необходимость в квалифицированных кадрах. В связи с этим Управление Народного комиссариата юстиции поставило задачу в кратчайшие сроки провести подготовку и переподготовку нотариальных кадров, а также улучшить работу по оказанию методической помощи сельским и поселковым советам. Приказом наркома юстиции СССР для претендентов на должность нотариуса при нотариальных конторах была введена 20—25-дневная обязательная производственная практика, по окончании которой им выдавалась характеристика начальником Управления НКЮ с оценкой результатов практики. В 1945 году отдел нотариата НКЮ РСФСР разработал проект Положения о государственном нотариате, расширявшего функции нотариальных органов в сравнении с довоенным периодом, а также Инструкцию о порядке выполнения нотариальных действий.
12 апреля 1946 года Министерство юстиции, в которое был преобразован Наркомат юстиции, в целях усиления контроля над нотариатом выпустило инструкцию «О порядке проведения ревизии нотариальной конторы», согласно которой ревизор проверял организацию работы конторы, правильность совершения нотариальных действий и взимания госпошлины, ведение делопроизводства, кадровый состав, статистические данные.
22 мая 1950 года Совет Министров РСФСР выпустил постановление «Об упорядочении нотариальной работы в Советах», а в январе и феврале 1952 года Министерство госконтроля СССР провело сплошную проверку работы органов нотариата. 50-е годы характеризовались невероятно быстрыми темпами развития экономики СССР и повышением уровня жизни населения. Именно в этот период стал стремительно расти объем работы нотариусов. В конторах с утра до вечера стояли огромные очереди, но нареканий со стороны граждан и органов власти на качество исполнения нотариусами своих обязанностей практически не было.
В 1963 году, после упразднения Министерства юстиции РСФСР, нотариат вновь ненадолго вошел в систему судебных органов, как это было до революции. Но уже через семь лет Министерство юстиции было восстановлено и руководство нотариатом вновь было передано ему. В эти годы принималось беспрецедентное количество законодательных актов, регулировавших нотариальную деятельность. В 1962 году приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, согласно которым часть нотариальных действий, в частности признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим, была передана судам.
Значительным шагом в развитии нотариата стало принятие Верховным Советом СССР Закона СССР «О государственном нотариате», которое состоялось 19 июля 1973 года. Закон гласил, что для совершения нотариальных действий в СССР организуются государственные нотариальные конторы. В столице союзной, автономной республики, краевом, областном центре одна из государственных нотариальных контор учреждалась в качестве первой государственной нотариальной конторы для совершения наиболее сложных нотариальных действий и выполнения иных функций в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик. Нотариальные действия в государственных нотариальных конторах совершали государственные нотариусы (старшие государственные нотариусы, заместители старших государственных нотариусов, государственные нотариусы).
В населенных пунктах, где не было государственных нотариальных контор, нотариальные действия, предусмотренные указанным Законом и законодательством союзных республик, совершали исполнительные комитеты городских, поселковых, сельских советов народных депутатов. С учетом местных условий законодательством союзных республик могло быть возложено совершение нотариальных действий и на исполнительные комитеты районных советов народных депутатов. Совершение нотариальных действий за границей возлагалось на консульские учреждения Союза ССР.
В октябре 1991 года российским правительством была обнародована экономическая программа, предусматривавшая либерализацию экономики и создание условий для предприятий всех форм собственности. Институт нотариата также ожидали серьезные перемены.
Принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате
В конце 90-х годов прошлого века нотариату, как и множеству других государственных институтов, требовалось реформирование. Важной вехой и новым этапом в истории отечественного нотариата стали принятые 11 февраля 1993 года Верховным Советом РФ Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, которые дали стимул для развития и становления нового нотариата, осуществляющего публично-правовую функцию от имени государства на принципах самофинансирования.
Принятие Основ было тесным образом связано с социально-экономическими реформами, которые прошли по всей стране в конце 90-х годов прошлого века. Тогда серьезным изменениям подвергся институт собственности в России. Усложнилось существо сделок, увеличилось их число. Государственный нотариат уже не мог соответствовать реалиям времени, развитие гражданского оборота требовало активного содействия его участникам в совершении сделок и юридическом закреплении их действий, в охране их прав. Нотариусы не справлялись с растущим спросом на свои услуги, материально-техническое обеспечение контор также оставляло желать лучшего.
Возврат к эффективной модели небюджетного нотариата был обоснован со всех точек зрения. Опыт ряда европейских стран, правовая система которых во многом являлась ориентиром для реформ в России, убедительно доказывал все преимущества модели латинского нотариата, в том числе и с точки зрения соблюдения баланса интересов государства, общества и бизнеса. Не менее важен был и собственный богатый исторический опыт развития нотариата. Тем более что в истории нашей страны существовали прецеденты формирования в определенные исторические моменты государственного нотариата и последующего неизбежного возврата к небюджетному нотариату. И подобно тому, как после реформ Петра I, когда система созданного им «государственного нотариата» тех времен несла в себе ряд определенных пороков и не могла удовлетворить потребности социально-экономического развития страны, так и в 90-е годы XX века, когда организационно-правовое устройство государственного нотариата СССР исчерпало свой потенциал, потребовались новые законодательные инициативы.
Новый закон, на десятилетия вперед определивший облик современного российского нотариата и направления его развития, — Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года — отвечал новым реалиям жизни страны.
Эпоха опережающего развития
Качественно новый период развития российского нотариата, который сегодня принято называть инновационным, начался в 2014 году.
К 2000-м годам в стране назрел целый ряд общественно-правовых проблем в самых разных областях, включая сферу оборота недвижимости. Рост мошенничества, в частности рейдерства, перекочевавшего от бизнеса к долевой недвижимости простых граждан, достиг критических масштабов. Огромное число людей ежедневно становились жертвами обмана и откровенного криминала, оставались без крыши над головой, без средств к существованию. Сделки, в 99% случаев заключенные в простой письменной форме, то и дело оспаривались в судах. В результате этого под большим вопросом оказалась достоверность данных государственных реестров.
Такое печальное «наследство» досталось стране от либеральных реформ 90-х годов. Именно они исключили нотариуса из системы оформления права собственности на недвижимое имущество, оставив граждан без правовой защиты и ответственной помощи в ситуациях, когда на кону было самое ценное.
Россия остро нуждалась в обеспечении законности и стабильности гражданского оборота. А нотариат, в свою очередь, выступил институтом, который смог взять на себя ответственность за решение этой непростой, значимой в масштабах всей страны задачи. Для этого у нотариата новой, небюджетной формации были все предпосылки.
Ко второму десятилетию 2000-х годов небюджетный нотариат в России был окончательно сформирован. Стратегический подход руководства Федеральной нотариальной палаты обеспечил новое, стремительное развитие нотариата, отвечающее актуальным запросам государства и общества. Более того, новая стратегия развития нотариата учла стремительный прогресс развития электронных технологий, изменение характера общественных отношений, высокие скорости делового оборота.
Так настало время больших перемен, позволивших усилить роль нотариуса в правовом регулировании гражданского оборота, раскрыть потенциал небюджетного нотариата как гаранта законности правоотношений в обществе. ФНП активно приступила к осуществлению качественных преобразований.
По количеству, а главное — по качеству преобразований, произошедших с нотариатом за 2014–2022 годы, новый этап в развитии института не уступает периоду, когда только зарождались основы небюджетной модели организации нотариальной деятельности в стране. Благодаря решениям, принятым законодателем начиная с 2014 года, повысилась привлекательность нотариальной формы сделок, коренным образом поменялся формат работы нотариуса, а вместе с тем — скорость и удобство получения нотариальных услуг.
Сегодня нотариальная деятельность находится в самой гуще процессов цифровизации гражданского оборота и связанных с этим общественных изменений. Базой для такого опережающего развития стала Единая информационная система нотариата (ЕИС), которую построила Федеральная нотариальная палата в 2014 году. ЕИС нотариата, с одной стороны, выступает надежным хранилищем для важнейших с юридической точки зрения данных, а с другой — служит уникальным высокотехнологичным инструментом, меняющим характер всей нотариальной деятельности.
Нотариат успешно совершил первый этап цифрового развития с 2014 по 2020 год, когда с помощью его электронных технологий был решен целый ряд актуальных задач. Фундаментальными новеллами стали возможность удостоверять электронный документ, создание уникальной системы публичных реестров и придание им юридической силы. Это решило многие социально значимые задачи и проблемы. Став полноправным участником межведомственного электронного взаимодействия, нотариусы всей страны перешли на работу по принципу «одного окна». В обиход прочно вошел термин «электронный нотариат», а сам электронный нотариат прочно вошел в жизнь россиян.
В 2021 году нотариат перешел на качественно новый уровень при совершении нотариальных действий и стал решать задачи нового масштаба для обеспечения стабильности цифровой экономики. Частью фундаментальных изменений «цифрового нотариата» стали новые форматы совершения нотариальных действий — удаленный и дистанционный, конвертация и хранение электронного документа, биометрические технологии подтверждения идентификации личности заявителя. Все вместе — это фундамент, который обеспечивает цифровую экономику надежными инструментами стабильного гражданского оборота в цифровых форматах.
Развитие цифровой среды для совершения юридических значимых действий — одно из важных направлений продуктивного взаимодействия нотариата с Министерством юстиции РФ. Кроме того, сегодня Федеральная нотариальная палата активно сотрудничает с партнерами по межведомственному электронному взаимодействию, интегрируя сервисы нотариата в единые сервисы государственных и муниципальных услуг. Среди «цифровых» партнеров современного нотариата — Министерство цифрового развития, Федеральная налоговая служба, Росреестр, органы власти субъектов Российской Федерации, банковское сообщество и другие.
Уже стартовавшие совместные проекты и прорабатываемые новые идеи базируются на том, что нотариат обеспечивает государственные реестры и других партнеров по цифровому взаимодействию достоверными сведениями, а также готов обеспечить гибкие условия для комфорта пользователей государственных сервисов с надлежащими гарантиями. В частности, речь о проекте «Запись к нотариусу» в рамках суперсервиса «Утрата близкого человека» на портале Госуслуг, новой технологии розыска наследства в кредитных организациях, совместном с банками проекте «электронная нотариальная доверенность» и др.
Портрет современного нотариата — это ответственность и инновационность. Организационные основы нотариата надежны и стабильны. Полная имущественная ответственность гарантирует защиту законных интересов участников оборота. Нотариат самостоятельно формирует и обеспечивает развитие, строит уникальные цифровые системы, принимает на себя ответственность за результаты работы, без затрат со стороны государства.
Отдельно следует отметить социальную функцию нотариата: ежегодно растет объем льгот, предоставленных нотариусами за свой счет при совершении нотариальных действий. Ежегодно нотариусы совершают более 2-х миллионов нотариальных действий с предоставлением льгот. Это гарантирует доступность нотариальной помощи для всех категорий граждан.
Стоит подчеркнуть, что все социальные инициативы нотариата реализуются полностью за его счет, без какого-либо возмещения из бюджетных средств. И таких инициатив становится все больше — в соответствии с потребностями общества. Так, в начале 2022 года Федеральная нотариальная палата приняла решение оказывать помощь беженцам Луганской и Донецкой Народных республик, а позже и беженцам из Украины. В сентябре 2022 года, после объявления в стране частичной мобилизации, было принято решение о предоставлении льгот гражданам, призванным к военной службе. Для указанных категорий граждан отменили оплату услуг правового и технического характера по ряду социально значимых нотариальных действий, а размер этой оплаты компенсируется из средств Федеральной нотариальной палаты, то есть членских взносов нотариусов всей страны.
Еще одно приоритетное социальное направление — Программа поддержки нотариальной деятельности на труднодоступных и малонаселенных территориях. Десятилетиями в ряде нотариальных округов не было нотариусов, поскольку из-за огромных издержек и маленького количества нотариальных действий там просто невозможно содержать контору на принципах самоокупаемости. В рамках программы нотариусы получают различные выплаты, компенсацию аренды офиса и жилья, оплату курсов повышения квалификации, оснащение рабочего места и другое. По необходимости им предоставляется техника — от спутникового телефона до внедорожника, т.к. помимо работы в конторе, нотариусы совершают выезды в труднодоступные и малонаселенные пункты.
Все это подтверждает, что потенциал нотариата может быть использован в тех сферах гражданского оборота, где сейчас наблюдаются острые проблемы с защитой прав граждан и бизнеса. Необходимость дальнейших расширений компетенции и полномочий нотариуса на рынке жилья очевидна, чтобы защитить права граждан, собственников и добросовестных приобретателей, а также достоверность сведений ЕГРН.
При этом нотариат уже не раз доказывал свою эффективность в решении подобных проблем. Яркий пример — успешный отпор, который был дан рейдерским захватам бизнеса в начале нулевых, благодаря введению обязательной нотариальной формы для сделок с долями ООО. При этом и сейчас ситуация в корпоративной сфере бросает обществу новые вызовы: цифровизация делает свое дело, мошенники осваивают новые технологии и схемы. Но нотариусы могут им противостоять, при наличии соответствующих полномочий. Также приобретают все большую актуальность концептуальные задачи роли нотариуса в обороте цифровых активов и обеспечении законности, достоверности цифровых сделок.
На данном этапе российский нотариат продолжает активно работать, осваивать новые компетенции и технологии, а также развивать свою масштабную электронную инфраструктуру. При этом главной задачей для каждого нотариуса в стране, как и прежде, будет защита прав и законных интересов всех, кто нуждаются в квалифицированной и доступной юридической помощи.
Купить электронную версию журнала могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь .
Произошла ошибка повторите попытку позже.
Функционал находится в разработке, покупка журналов будет доступна в ближайшее время.